Министерство образования и науки Российской Федерации

1. Инновационная образовательная деятельность Московского суворовского военного училища

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы создания инновационного образовательного пространства (смотреть).

Сопровождение инновационной образовательной деятельности в Московском суворовском военном училище осуществляют сотрудники лаборатории инновационных образовательных технологий (ЛИОТ) и лаборатории технических средств обучения (ЛТСО) под руководством заместителя начальника училища по инновационным образовательным технологиям Шерихай Элисо Шалвовны.

Сотрудники ЛИОТ и ЛТСО 

 Лаборатория инновационных образовательных технологий Лаборатория технических средств обучения 

1.Некрасов Александр Анатольевич - начальник лаборатории.

2.Лебедев Андрей Владиславович  - инженер-электроник.

3.Чуркин Антон Андрееевич - инженер-программист.

4.Жалялетдинов Дамир Шамильевич - инженер-программист.

5.Манькова Наталья Владимировна - методист.

6.Лямзин Михаил Алексеевич - методист.

1.Сахаров Алексей Васильевич - начальник лаборатории.

2.Кузьмин Евгений Константинович - методист.

Инновационное развитие училища осуществляется под воздействием изменений внешних условий (Министерство образования Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации) и с учетом внутренних тенденций саморазвития. Внешнее воздействие, складывается из государственных инициатив в сфере образования и образовательного заказа министерства обороны.

Целью инновационного развития училища является создание современного информационного образовательного пространства, которое представляет собой целостное пространство педагогического процесса со средствами электронного обучения, а также все виды его обеспечения.

Информационное образовательное пространство МсСВУ включает:

  1. комплекс информационных образовательных ресурсов, в т.ч., цифровые образовательные ресурсы;
  2. совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий;
  3. систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современном информационном образовательном пространстве.

Инновационная деятельность МсСВУ по созданию современного информационного образовательного пространства осуществляется в рамках реализации Программы развития Московского суворовского военного училища до 2020 года. Программа развития направлена на обеспечение безусловного и высокоэффективного выполнения образовательной функции училища через освоение, закрепление и распространение инновационной деятельности.

Предметом инновационной деятельности в области обновления содержания образования в училище является:

  • расширение педагогических возможностей использования в образовательном процессе инновационных образовательных технологий с акцентом их медиа-информационную составляющую;
  • внедрение деятельностных моделей построения и содержания образования;
  • разработка методик и содержания проектно-исследовательской образовательной среды. 

В 2013-2014 учебном году в училище началась работа по созданию и обеспечению функционирования информационно-коммуника­ционного центра «Зона новых возможностей».

Центр предназначен для организации креативной образовательной развивающей среды предметного, информационного, аудиально-визуального, электронно-цифрового, социокультурного и здоровьесберегающего характера, способствующей личностному росту всех участников образовательного процесса училища.

Функции центра – сопровождение обновления содержания образования, опережающая разработка (с учетом интересов образовательной программы училища) и внедрение интегрированных во все сферы образовательной деятельности проектов прорыва – создание учебного пресс-центра, собственной учебной телевизионной студии, учебного издательского центра, учебной фотолаборатории, учебных предметных лабораторий и центров изучения интегрированных учебных дисциплин, развертывание научно-исследовательской деятельности.

На подготовительном этапе  (2013 -  2014 уч.г.) были проведены необходимые мероприятия (как для педагогического коллектива, так и для суворовцев)  для отбора инновационных образовательных технологий и проектов прорыва, для снятия психологических барьеров в условиях командной работы, отрабатывает методы подготовки и информирования  педагогического коллектива о нововведениях по общеучилищной проектной работе, осуществляет  контроль готовности материально-технической базы, координирует все электронно-цифровые ресурсы, стимулирует  и мотивирует  педагогический  коллектив  училища к внедрению инноваций с учетом перехода на эффективный контракт.

На этапе внедрения инновационных проектов (2014 - 2015 гг.) в училище создан объединенный резерв как времени и необходимых ресурсов, так и образовательных технологий и техник, учитывается возможность изменения стратегии или внесения корректив в развитие образовательной среды училища, корректируется  развитие как материально-технической, так и кадровой составляющих для реализации принятых в работу образовательных проектов.

На этапе закрепления инноваций (2016 - 2018 гг.)  контролируются  вопросы результативности  развития инновационной среды в училище,  качества обучения педагогов для работы в новых условиях взаимосотрудничества,  взаимоответственности, самоответственности за образовательные результаты коллективных проектов и индивидуального образовательного творчества педагога.

На этапе оценки результатов инновационной деятельности в 2018 – 2020 гг. в целях ее дальнейшего совершенствования предусматривается проведение исследований, анкетирования, иной диагностической и методической работы по результатам внедрения инновационных образовательных технологий в училище; организация и поддержка обратной связи с теми педагогами, суворовцами, родителями, социальными партнерами, на кого влияют изменения; информирование коллектива и заинтересованных лиц о результатах внедрения инновации, развитие и совершенствование инновационных образовательных технологий.

В качестве важнейшей составляющей инновационной деятельности в училище выделяется инновационная инфраструктура, направленная на содействие, развитие, поддержку, сопровождение инновационных образовательных технологий. Ее основа – это лаборатории инновационных образовательных технологий и технических средств обучения. В сотрудничестве с педагогами и суворовцами лаборатории являются основными разработчиками проектов прорыва и программ развития образовательной среды, а также сопровождения инновационной деятельности. Все структурные подразделения (лаборатории, предметно-методические комиссии, методические объединения воспитателей, служба психологического сопровождения, командование и пр.),  как составляющие инновационной инфраструктуры училища, взаимосвязаны и взаимодействуют между собой как участники образовательной деятельности.

С 1 ноября 2013 года МсСВУ в соответствии с приказом ФГАУ «Федеральный институт развития образования» присвоен статус экспериментальной площадки по теме «Педагогика достоинства как приоритетное направление обучения и воспитания элиты в системе Министерства обороны Российской Федерации».

Научным руководителем экспериментальной площадки является Асмолов Александр Григорьевич - директор ФГАУ Федерального института развития образования «ФИРО», действительный член (академик) Российской академии образования, член Президиума Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

В рамках функционирования данной экспериментальной площадки коллектив училища проводил большую работу по совершенствованию системы подготовки суворовцев как будущих защитников Отечества, формирования у них патриотизма, любви к Родине, готовности к ее вооруженной защите.

Сотрудники училища приняли участие в работе секции «Развитие кадетского образования в Российской федерации, проведенной в рамках XIX съезда Всемирного Русского Народного Собора совместно с Общественной палатой Российской Федерации, активно трудились в рабочей группе Общественной палаты Российской Федерации по подготовке предложений Президенту Российской Федерации по развитию системы кадетского образования.

С июня 2015 года наша экспериментальная площадка получила статус сетевой. В состав площадки вошли еще 4 училища: Ставропольское ПКУ, Оренбургское ПКУ, Тюменское ПКУ и Ульяновское ГСВУ.

В соответствии с планом ГУК Минобороны России 4 марта 2016 года некоторые результаты работы экспериментальной площадки, а также проблемы совершенствования системы кадетского образования были обсуждены на научно-практической конференции в режиме видеоконференцсвязи «Педагогика достоинства как приоритетное направление обучения и воспитания в системе довузовского военного образования».

В 2016 году в соответствии с поручениями Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Рогозина от 12 сентября 2016 г. и Министра обороны Российской Федерации от 19 сентября 2016 г., указаниями Главнокомандующего Сухопутными войсками Вооруженных сил Российской Федерации в училище был организован и проведен отбор суворовцев в «научный класс». В этих целях была создана экспертная группа в составе психологов училища, разработана Программа  психологического отбора и методика определения стартовой готовности кандидатов  к обучению в  экспериментальном классе.

На основе Программы был проведен отбор суворовцев 7 класса с учетом их успеваемости, результатов изучения интеллектуально-творческих способностей и психологической готовности к обучению, получены письменные согласия родителей (законных представителей) на зачисление обучающихся в «научный класс», с  учетом полученных результатов сформирован состав этого класса. Состав утвержден приказом начальника училища № 319 от 27.12.2016 г.

Кроме этого, разработано и на заседании педагогического совета училища утверждено Положение о «научном классе», разработаны учебно-методические материалы по сопровождению учебной деятельности обучающихся, составлено расписание занятий по дополнительным образовательным программам и разработаны рабочие программы с календарно-тематическим планированием по направлениям:

  • «Военная робототехника»,
  • «Техника будущего»,
  • «Земля и Космос»,
  • «Физика в задачах и экспериментах».

В рамках дополнительного образования в учебный план включены занятия по робототехнике, история авиации и космонавтики, инженерные технологии (моделирование), топография, астрономия, черчение и компьютерная графика.

Обучение «научного класса» организованно с 23 января 2017 г.

В настоящее время руководством училища проводится большая работа по привлечению к обучению суворовцев «научного класса» представителей государственных корпораций «Росатом», «Ростех», «Роскосмос», «Объединенной авиастроительной корпорации» и «Объединенной судостроительной корпорации».

Комплексный характер инновационных процессов в училище делает невозможным успешное функционирование образовательной инновационной деятельности без формирования специальной поддерживающей инфраструктуры, создания в училище благоприятной среды для всех субъектов инновационной деятельности.

 

 

2. Деятельность лаборатории инновационных обра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий и ла­бо­ра­то­рии тех­ни­чес­ких средств обу­че­ния

Подробнее...

В целях разви­тия у су­во­ров­цев ин­те­ре­са к но­вей­шим раз­ра­бот­кам во­ен­ной ро­бо­то­тех­ни­ки 6 сен­тяб­ря в клу­бе учи­ли­ща про­шла встре­ча с кан­ди­да­том во­ен­ных на­ук пол­ков­ни­ком Ши­ро­ко­вым С.В., на­чаль­ни­ком На­уч­но-ис­сле­до­ва­тельс­ко­го цент­ра «Ис­сле­до­ва­ние воп­ро­сов созда­ния ро­бо­то­тех­ни­чес­ких комп­лек­сов во­ен­но­го на­зна­че­ния».

Сергей Ва­си­лье­вич рас­ска­зал о на­ра­бот­ках и но­вых за­да­чах Цент­ра в об­лас­ти во­ен­ной ро­бо­то­тех­ни­ки. Су­во­ров­цы 5-х – 9-х клас­сов уз­на­ли о том, как созда­ют­ся и где при­ме­ня­ют­ся но­вей­шие бес­пи­лот­ные ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты, на­зем­ные и морс­кие ро­бо­то­тех­ни­чес­кие комп­лек­сы, за­да­ли на­чаль­ни­ку Цент­ра воп­ро­сы, ко­то­рые поя­ви­лись в хо­де встре­чи.

Подробнее...

В период с 6 по 15 июня за­мес­ти­те­лем на­чаль­ни­ка учи­ли­ща (по ин­но­ва­ци­он­ным об­ра­зо­ва­тель­ным тех­но­ло­ги­ям) Э.Ш. Ше­ри­хай и сот­руд­ни­ка­ми ла­бо­ра­то­рии ин­но­ва­ци­он­ных об­ра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий про­ве­де­ны ме­то­ди­чес­кие за­ня­тия в фор­ме круг­ло­го сто­ла с пре­по­да­ва­те­ля­ми каж­дой от­дель­ной дис­цип­ли­ны и вос­пи­та­те­ля­ми су­во­ров­цев по те­ме «Про­ект и про­ект­ная дея­тель­ность: роль и мес­то пре­по­да­ва­те­ля и вос­пи­та­те­ля».

До педагогов бы­ли до­ве­де­ны це­ли, разъяс­не­ны тре­бо­ва­ния и осо­бен­нос­ти ру­ко­водст­ва и ор­га­ни­за­ции про­ект­ной дея­тель­нос­ти каж­до­го су­во­ров­ца в но­вом учеб­ном го­ду.

Подробнее...

31 мая теку­ще­го учеб­но­го го­да сос­тоя­лась за­щи­та про­ект­но-ис­сле­до­ва­тельс­ких ра­бот су­во­ров­цев. 11 луч­ших про­ек­тов бы­ли вы­бра­ны в ре­зуль­та­те пред­ва­ри­тель­ной за­щи­ты на от­дель­ных дис­цип­ли­нах.

Несмотря на вол­не­ние, юные ис­сле­до­ва­те­ли вдох­но­вен­но рас­ска­зы­ва­ли о сво­их про­ект­ных ра­бо­тах: обос­но­вы­ва­ли ак­ту­аль­ность, вы­дви­га­ли ги­по­те­зы, де­монст­ри­ро­ва­ли прак­ти­чес­кие опы­ты и де­ли­лись по­лу­чен­ным ре­зуль­та­том.

В состав жюри входили:

Подробнее...

11 мая 2017 г. сот­руд­ни­ка­ми ла­бо­ра­то­рии ин­но­ва­ци­он­ных об­ра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий (ЛИОТ) про­ве­ден се­ми­нар в фор­ме «круг­ло­го сто­ла» с пре­по­да­ва­те­ля­ми от­дель­ных дис­цип­лин по те­ме: «Реа­ли­за­ция воз­мож­нос­тей сов­ре­мен­ной ин­фор­ма­ци­он­но-об­ра­зо­ва­тель­ной сре­ды для по­вы­ше­ния ка­чест­ва об­ра­зо­ва­ния су­во­ров­цев».

При откры­тии се­ми­на­ра на­чаль­ник ЛИОТ д. в. н., про­фес­сор Некрасов А.А. сде­лал об­зор нор­ма­тив­ной ба­зы, рег­ла­мен­ти­рую­щей созда­ние и функ­цио­ни­ро­ва­ние в об­ра­зо­ва­тель­ных ор­га­ни­за­ци­ях сов­ре­мен­ной ин­фор­ма­ци­он­но-об­ра­зо­ва­тель­ной сре­ды.

Подробнее...

18 апреля состоялась встреча суворов­цев 1-­го учеб­но­го кур­са с на­чаль­ни­ком от­де­ла раз­ви­тия биз­не­са пи­ло­ти­руе­мых прог­рамм и спут­ни­ко­вых сис­тем на низ­кой око­ло­зем­ной ор­би­те РКК «Энер­гия» Иго­рем Ни­ко­лае­ви­чем Вер­ховс­ким.

Его интересный рассказ об истории космонав­ти­ки и сов­ре­мен­ных дос­ти­же­ни­ях в этой об­лас­ти ил­люст­ри­ро­вал­ся ви­део­филь­ма­ми, ма­ке­та­ми кос­ми­чес­ких ко­раб­лей.