Министерство образования и науки Российской Федерации

 

15.jpg

         ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В МОСКОВСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ

Воспитательная работа, как составная часть образовательного процесса организуется и проводится в тесной взаимосвязи с процессом обучения с учетом социально-психологических особенностей воспитуемых, психологических факторов и условий МсСВУ. Важнейшим субъектом воспитательного процесса является служба психолого-педагогического сопровождения (СППС), которая осуществляет психолого-педагогическую диагностику воспитывающей среды, субъектов воспитательного процесса, условий и факторов влияющих на процесс воспитания. Качественному и целенаправленному проведению воспитательной работы способствует коррекционно-развивающая и здоровьесберегающая деятельность СППС. Формирование здоровой морально-психологической атмосферы в значительной части осуществляется благодаря деятельности СППС по социально-психологическому обеспечению процесса социализации, социально-педагогическому и психолого-педагогическому консультированию, просвещению всех субъектов процесса воспитания и профилактике негативных факторов.

Критерии результативности воспитательной работы:

(деловые и нравственные черты модели выпускника Московского суворовского военного училища, весомо и зримо выделяющего выпускника училища в среде выпускников общеобразовательных школ)

1. Развитые профессионально важные личностные психологические качества, чувство собственного достоинства и ответственность как устойчивая черта характера, уверенность в себе, умение правильно и полно оценивать свои способности, профессиональные знания и недостатки, выраженное стремление продолжать усилия по самосовершенствованию в целях достижения успеха в избранной профессиональной деятельности.

2. Патриотическое отношение к Родине, своему долгу служения Отечеству, умение авторитетно и успешно вести полемику по вопросам гражданственности, истории страны, самостоятельность в суждениях и выводах по вопросам текущей политической жизни в стране и за рубежом.

3. Выраженное стремление продолжить образование в военном ВУЗе, высокая мотивация к профессиональной деятельности по защите Отечества, заинтересованное отношение к занятиям по военной подготовке, соответствие должностным характеристикам командира мотострелкового отделения, заместителя командира взвода.

4. Коммуникабельность, отзывчивость, бескорыстие, вежливость, скромность, инициативное участие в общественной жизни, органах самоуправления, умение действовать в командной работе, наличие лидерских качеств и навыков делового общения.

5. Высокая требовательность к себе в сочетании с терпимым отношением к особенностям окружающих, как основа социальной, национальной и религиозной толерантности, уважения к правам и свободам человека, умение вести себя в обществе, уважительное отношение к женщинам, детям, ветеранам, старшим.

6. Развитая познавательная активность, любознательность.

7. Уверенное знание основ законодательства Российской Федерации и требований общевоинских уставов, умение грамотно, логично, с использованием юридических аргументов оценивать события жизни и отстаивать свою позицию. Знание, понимание и бесконфликтное принятие правовых основ общественного устройства, как ценностная социальная ориентация. Осознанное следование общественным и воинским правилам поведения, уважительное отношение к воинскому укладу жизни, гордость за свою принадлежность к Вооруженным силам.

8. Креативность, способность к творческой деятельности, готовность воспринимать и умение понимать произведения искусства.

9. Инициативные и активные занятия спортом, участие в спортивных соревнованиях, наличие нескольких спортивных разрядов, сознательный отказ от действий и привычек, способных затруднить физическое развитие, нанести ущерб здоровью.

10. Уважительное отношение к окружающей среде, сопереживание объектам живой природы.

Направления воспитательной работы с суворовцами:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, осознанной готовности служить Отечеству, преимущественно в составе Вооруженных Сил. Осмысление и широкое использование духовного наследия А.В. Суворова и других видных военачальников России;
  • развитие социально-личностных компетенций как внутриличностных основ формирования мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других социально и профессионально значимых качеств личности;
  • формирование чувства причастности и принадлежности к когорте защитников Родины, кадетскому братству, навыков взаимодействия и взаимоотношений на основе традиций войсковой дружбы и товариществ;
  • воинское воспитание;
  • эстетическое и этическое воспитание, формирование чувства прекрасного и стремления к совершенству; формирование навыков поведения в обществе;
  • воспитание уважительного отношения к закону, законопослушности, правового самосознания и правовой культуры;
  • формирование физической культуры, стремления к физическому самосовершенствованию, сознательного выбора в пользу здорового образа жизни и отказа от вредных привычек;
  • развитие трудолюбия, стремления к профессионализму, стремления к успешной конкурентности в работе;
  • экологическое воспитание, способности прогнозировать последствия своей деятельности для окружающей среды.

Направления воспитательной работы с постоянным составом (воспитателями):

  • формирование и развитие гордости и ответственности за принадлежность к коллективу МсСВУ, причастность к социально значимой деятельности по подготовке защитников Отечества;
  • формирование осознания необходимости и потребности самореализации в процессе воспитания как составляющей части образовательного процесса, высокого чувства ответственности за результативность своего профессионального и личностного влияния на суворовцев в рамках основной цели воспитательной работы в училище;
  • воспитание потребности постоянного совершенствования своих профессиональных и личностных качеств.

Задачи организации и проведения воспитательной работы с суворовцами:

1. Планирование и проведение воспитательной работы как составной части образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей суворовцев различных возрастов и полученного опыта жизни до училища;

2. Координация содержательной части планов воспитательной работы с учебными планами по общеобразовательным и военным дисциплинам, программами дополнительного образования, культурно-массовой работой, деятельностью всего персонала училища по поддержанию уставного порядка и службы войск:

  • учет задач воспитания при проведении занятий по различным учебным дисциплинам,
  • целевое планирование занятий дополнительного образования по программам обязательных занятий и занятий по интересам,
  • выведение культурно-массовой работы из сферы развлечения, наделение ее функциями психологической разгрузки, воспитания социально-значимых качеств личности, целевое использование времени выходных и праздничных дней суворовцев для планомерного и обязательного ознакомления с культурными ценностями Москвы по сквозному плану, рассчитанному на 7 лет,
  • формирование у персонала училища, контактирующего с суворовцами, единого понимания целей, задач воспитания суворовцев, методов и форм влияния на личностные характеристики суворовцев;

3. Создание кадрового потенциала воспитателей училища и развитие его психолого-педагогического профессионализма до уровня, соответствующего основной цели воспитательной работы:

  • формирование целесообразного и функционального штатного расписания воспитательного корпуса училища с учетом практических потребностей работы по достижению основных и частных целей воспитательной работы,
  • корректировка функциональных обязанностей педагогов-организаторов и классных руководителей, институализация их как заместителей начальников учебных курсов по учебно-воспитательной работе и как единоначальников в учебном взводе,
  • развитие системного подхода к организации всего процесса воспитательной работы,
  • систематическое проведение Дней профессиональной учебы воспитателей по актуальным вопросам воспитательной работы,
  • накопление положительного опыта воспитательной работы, отражение его и распространение в методических разработках воспитателей,
  • придание работе по повышению педагогических категорий содержательный и требовательный характер,
  • оценку результативности работы воспитателей напрямую связать с показателями подчиненных коллективов,
  • последовательное совершенствование материальной базы воспитательной работы:
    • поддержание в надлежащем состоянии оборудования Комнат досуга в учебных подразделениях;
    • последовательное обновление технических средств культурно-массовой работы;
    • формирование системы средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации и ее анализа о динамике личностных качеств суворовцев во всех сферах их деятельности и характеристиках воспитательной воздействий;
  • создание здоровьесберегающей среды обитания суворовцев.

4. Поддержание и развитие лучших традиций суворовцев, воспитание гордости за свою принадлежность к Вооруженным силам. В полной мере использовать для этого потенциал подготовки и проведения 70-летия Московского суворовского военного училища и других воинских праздников и памятных дат, торжественных мероприятий училища (посвящения в суворовцы, День знаний, Уроки мужества, День учителя, последний звонок, выпуск окончивших училище, встречи выпускников училища разных лет, чествование ветеранов училища, лучших сотрудников, отличников учебы и т.д.).

5. Целенаправленное формирование любви к воинскому укладу жизни, осуществление воинского воспитания в ходе выполнения требований уставного порядка в повседневной деятельности суворовцев, участия суворовцев в парадах на Красной площади, в работе по военно-профессиональной ориентации суворовцев.

6. Обеспечение в рамках учебного курса широкого охвата суворовцев общественными поручениями, активизация содержательной деятельности Советов учебных курсов. Создание на этой основе эффективного самоуправления коллективов суворовцев, как средства формирования гражданских качеств личности, здорового морально-психо­логического климата в суворовской среде, сплочения коллективов, развития в них отношений дружбы, сотрудничества, взаимного доверия и требовательности, предупреждения насильственных действие в сфере межличностных отношений.

7. Усиление индивидуальной воспитательной работы, внедрение в педагогическую практику воспитателей ежегодной акции «Суворовский зачет», как системного мероприятия индивидуальной воспитательной работы, организуемого с целью мониторинга процесса следования каждым суворовцем заветам А.В.Суворова и установкам Кодекса чести суворовца, а также выработки персональных рекомендаций по совершенствованию своей деятельности в рамках порядка и правил, установленных в училище, обеспечение проведения в подразделениях училища педагогически оправданной дисциплинарной практики.

8. Постоянное совершенствование правового поведения персонала училища как основы правового воспитания суворовцев, ликвидация правового нигилизма в оценке явлений общественной жизни, воинского порядка, взаимоотношений между людьми.

9. Формирование у суворовцев нравственно здорового стремления к развитию своих физических возможностей в процессе занятий по физической подготовке и в личное время, создание условий для массового вовлечения суворовцев в борьбу за получение спортивных разрядов.

10. Обеспечение условий для ознакомления суворовцев с основами мировых религий и отправления верующими своих религиозных потребностей.

11. Организация системной информационно-пропагандистской работы путем создания в училище нештатной лекторской и информационно-пропагандистской группы.

12. Обеспечение углубленного психологического изучения вновь поступающих суворовцев к 1 октября каждого учебного года с мониторингом их психических проявлений в течение всего периода обучения в училище.

13. Обеспечение условий для трудового воспитания суворовцев в процессе обучения, организации различных форм самообслуживания, участия их в различных видах общественно-полезного труда, уходе за закрепленным имуществом и поддержание порядка на отведенных участках территории.

14. Разработка Положений и внедрение системы соперничества отдельных суворовцев и учебных коллективов за звания «Лучший по ….», «Лучший взвод по ….», «Лучший учебный курс по …».

15. Формирование различных каналов внешних связей училища в интересах решения проблем, имеющихся в сферах хозяйственных отношений, воспитательной и учебной деятельности:

  • создание Попечительского совета училища;
  • оформление Совета ветеранов училища;
  • развитие деловых отношений с органами местной исполнительной и муниципальной власти,;
  • развитие связей с родственными образовательными учреждениями и другими учебными заведениями города Москвы;
  • обеспечение условий для полноценного и эффективного функционирования родительских комитетов учебных курсов и училища в интересах более глубокой индивидуализации воспитательных воздействий на суворовцев;
  • обеспечение постоянной работы и регулярного обновления Интернет-сайта училища;
  • поощрение участия суворовцев в различных мероприятиях Бабушкинского района, Северо-Западного административного округа, города Москвы.

Комплексная система воспитательной работы основана на взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса. Регулярное исследование степени удовлетворенности родителей (и лиц из заменяющих) и суворовцев качеством воспитательной работы позволяет вовремя оценить возможные риски и организовать адресную помощь в урегулирование конфликтных ситуаций и решении возникающих проблем. Оценка степени удовлетворенности воспитательной работай в учреждении проводится ежегодно службой психолого-педагогического сопровождения.